ХАССП — ИСО 22000-2007;

ХАССП — ИСО 22000-2007. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции.


Стоимость услуги 9800 руб.

Цель стандарта.

Цель стандарта заключается в том, чтобы гармонизировать на глобальном уровне требования к менеджменту безопасности пищевой продукции для предприятий, работающих в цепи ее создания. Стандарт предназначен для организаций, стремящихся внедрить более специализированную, последовательную и интегрированную систему менеджмента безопасности пищевой продукции.

Применение этого стандарта позволит организации (например, малой и/или менее развитой организации) внедрить разработанную внешней организацией комбинацию мероприятий по управлению.

Область применения.

Стандарт распространяется только на аспекты безопасности пищевой продукции. ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» требует от изготовителя при осуществлении процессов производства пищевой продукции, связанных с требованиями ее безопасности, разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП, которые изложены в данном стандарте.

Все требования стандарта предназначены для применения всеми организациями, участвующими в цепи создания пищевой продукции, независимо от их масштаба и специализации. Сюда также входят организации, непосредственно или косвенно вовлеченные в деятельность на одном или нескольких этапах цепи создания пищевой продукции.

Организации, непосредственно вовлеченные в эту деятельность, являются (хотя возможны и другие варианты) производителями кормов, операторами, осуществляющими сбор урожая, фермерами, производителями ингредиентов, производителями пищевой продукции, розничными торговцами, сервисными организациями, работающими с пищевой продукцией, организациями общественного питания, организациями, предоставляющими услуги по чистке и санитарной обработке, транспортированию, хранению и распределению.

Организации, которые косвенно вовлечены в эту деятельность, являются (хотя возможны и другие варианты) производителями оборудования, чистящих и санитарных средств, упаковочных и других материалов, с которыми пищевая продукция входит в контакт.

Система менеджмента безопасности пищевой продукции

Система менеджмента безопасности пищевой продукции направлена на обеспечение организацией соответствия требований к безопасности пищевой продукции, установленных законодательством.

Система менеджмента безопасности пищевой продукции включает в себя следующие общепризнанные ключевые элементы, позволяющие обеспечить безопасность пищевой продукции во всей цепи ее создания вплоть до стадии конечного употребления пищевой продукции в пищу:

1) интерактивный обмен информацией на этапах цепи создания пищевой продукции.

Обмен информацией требуется для идентификации и контроля опасностей, влияющих на безопасность пищевой продукции на всех этапах ее создания.

2) системный менеджмент

ИСО 22 000 приведен в соответствие с ИСО 9001, поскольку системы обеспечения безопасности пищевой продукции являются наиболее эффективными в том случае, когда они разрабатываются, применяются и актуализируются в рамках структурированной системы менеджмента, а затем интегрируются в общую управленческую деятельность организации. Это обеспечивает максимальную выгоду для организации и заинтересованных сторон.

Стандарт ИСО 22 000 предполагает идентификацию и оценку всех опасностей, которые, если этого можно ожидать в разумных пределах, могут возникнуть в цепи создания пищевой продукции, включая опасности, которые могут быть связаны с типом процесса и используемыми средствами. Таким образом, стандарт является инструментом, позволяющим определить и документально оформить те причины, по которым конкретная организация должна контролировать некоторые идентифицированные опасности, в то время как другим организациям этого делать не требуется.

В процессе анализа опасностей организация определяет стратегию, которую нужно использовать, чтобы обеспечить управление опасностями с помощью комбинации программ обязательных предварительных мероприятий, производственных программ обязательных предварительных мероприятий и/или плана ХАССП.

3) программы предварительных обязательных мероприятий;

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии программы обязательных предварительных мероприятий, позволяющие управлять:

a) вероятностью того, что производственная среда станет источником возникновения опасностей, угрожающих безопасности пищевой продукции;

b) биологическим, химическим и физическим загрязнением продукта (продукции), включая взаимное загрязнение между разнородной продукцией;

c) уровнем опасности, угрожающей безопасности пищевой продукции, который присущ продукции и среде, в которой она производится.

4) производственные программы обязательных предварительных мероприятий

Производственные программы обязательных предварительных мероприятий оформляются документально. Каждая из них включает следующую информацию:

a) описание опасностей, угрожающих безопасности пищевой продукции, которые следует контролировать в рамках программы;

b) мероприятия по управлению, которые позволят предотвратить, устранить или снизить до установленного уровня опасности, угрожающие безопасности пищевой продукции;

c) процедуры мониторинга, которые требуются для подтверждения применения производственных программ обязательных предварительных мероприятий;

d) описание коррекции и корректирующих действий, которые будут предприняты в случае, если записи мониторинга укажут, что производственные программы обязательных предварительных мероприятий не обеспечивают управления;

e) распределение ответственности и полномочий;

f) ведение записей при мониторинге.

5) принципы ХАССП, или в английской транскрипции HACCP — Hazard analysis and critical control points (Анализ рисков и критические контрольные точки).

План ХАССП оформляется документально и включает в себя следующую информацию для каждой идентифицированной критической контрольной точки (то есть одного из этапов производства продукции):

a) опасности, которые угрожают безопасности пищевой продукции и которыми необходимо управлять в данной критической контрольной точке. Для каждой идентифицированной опасности определяется, насколько ее устранение или снижение до допустимого уровня важно для производства безопасной пищевой продукции и насколько необходимо управление данной опасностью для обеспечения соответствия установленным допустимым уровням.

b) мероприятия по управлению, которые позволят предотвратить, устранить или снизить до установленного уровня опасности, угрожающие безопасности пищевой продукции.

c) измеряемые критические пределы для критических контрольных точек;

d) процедуры мониторинга (система мониторинга должна демонстрировать, что критическая контрольная точка находится под контролем. Система должна охватывать все намеченные измерения или наблюдения, имеющие отношение к критическим пределам);

e) коррекцию и корректирующие действия, которые будут предприняты, если будут превышены критические пределы;

f) распределение ответственности и полномочий;

g) ведение записей при мониторинге.

Также стандарт ИСО 22 000 предусматривает:

— верификационную деятельность, которая направлена на то чтобы подтвердить, что программы обязательных предварительных мероприятий, элементы плана ХАССП и другие необходимые для организации процедуры внедрены и результативны, уровни опасности находятся в пределах приемлемых идентифицированных значений, а входные данные для анализа опасностей постоянно обновляются.
— систему прослеживанияпозволяющую идентифицировать партии продукции и их отношение к партиям сырьевых материалов, выполненной обработке и записям о поставке.

— управление несоответствиями: документально оформленные процедуры, определяющие соответствующие действия по идентификации и устранению причины обнаруженных несоответствий, предотвращению их повторения и возвращению процесса или системы под контроль при обнаружении несоответствия (включая порядок обращения с продукцией, изготовленной в условиях превышения критических пределов).



Организация производства в соответствии с требованиями стандарта ИСО 22000 позволяет изготовителю проще и эффективнее соблюдать требования, предъявляемые законодательством к безопасности пищевой продукции. Для потребителя это, в свою очередь, является дополнительным подтверждением качества продукции, что способствует повышению ее конкурентоспособности на рынке.
Благодаря богатому опыту наших специалистов, вы сможете внедрить на своем предприятии эффективную систему менеджмента качества!